Аллея водки и закуски по дороге к священной горе
В Китай корреспонденты «В» отправились в составе официальной делегации, которую правительство Корейского автономного округа – Яньбянь пригласило, чтобы познакомить с туристическими ресурсами и обсудить вопросы сотрудничества. Помимо делегатов из России присутствовали также представители Тайваня, Южной Кореи и КНДР.
Благодаря тому, что Китай граничит с Приморским краем именно провинцией Цзилинь и входящим в него округом Яньбянь, наши жители здесь частые гости. Однако эта поездка должна была стать, да и стала, качественно иной. Программа получилась очень насыщенная – несколько часов в день мы стабильно тратили на переезд из одной точки в другую. Но благодаря этому за пять дней удалось многое увидеть.
Немного о стереотипах
Начался наш вояж с прибытия в Хуньчунь. После обеда-приема, устроенного правительством этого города, мы отправились в Тумень, в музей корейской культуры. Как известно, провинция Цзилинь граничит не только с Россией, но и КНДР, и большим числом корейцев на улицах Китая никого не удивишь. За время нашего визита мы много раз встречались с объектами корейской культуры, заезжали в корейское поселение, где нам показали типичный корейский домик. Даже развлекательная программа на многочисленных банкетах преимущественно состояла из популярных корейских песен и танцев, хотя помимо них были и китайские, и тайваньские.
Из Хуньчуня мы сразу же отправились в Яньцзи – столицу автономного округа Яньбянь, где нас ожидал прием у губернатора этой административной единицы Ли Лунси. На встрече он заявил: «Вы, русские, любите водку. Поэтому, наверное, мы скоро сделаем в своем городе аллею водки».
На что один из наших делегатов ответил: «Лишь бы не забыли про аллею закуски». Вообще эта тема неоднократно проскальзывала и в дальнейшем, но мы не обижались, хотя… Например, в одной из гостиниц, где мы были проездом, после экскурсии нам показали комнату, где было очень-очень холодно. Менеджер пояснил, что здесь они хотят сделать Ice Room, куда можно будет прийти в верхней одежде и выпить водки. Это уже немного перебор, на мой взгляд. Не то чтобы любовь к спиртному русских была таким уж преувеличением, но китайцы, нужно сказать, пьют ничуть не меньше. За время банкетов мы даже запомнили, как будет звучать по-китайски «до дна».
Небесное озеро в священной горе
На следующий день мы отправились покорять гору Чанбайшань. Она представляет собой действующий вулкан на границе КНДР и Китая высотой чуть более 2700 метров. Чанбайшань в переводе с китайского означает «вечно белая гора», все потому, как объясняли наши гиды, что восемь месяцев в году она покрыта снегом. Кстати, священная гора корейцев Пектусан (в переводе – «белоголовая гора») – это еще одно название Чанбайшаня.
Особая ее популярность и та самая священность происходит, видимо, из-за того, что на вершине горы, в кратере вулкана, располагается так называемое Небесное озеро (на китайском – озеро Тяньчи). Из него берет свое начало река Сунгари, на склонах вулкана также находятся истоки других двух рек. Увидеть Небесное озеро, говорят, можно не каждый день, потому что более-менее благоприятная погода здесь держится около ста дней в году, и считается, что только хороший человек удостаивается такой чести.
К подножию горы мы ехали на автобусе, после чего нас пересадили в джипы и подняли почти на самую вершину. Говорят, чтобы сесть в джип, нужно отстоять большую очередь. К счастью, нам это проверить на себе не довелось – организовано все было на хорошем уровне. Поездка в джипе – это отдельное удовольствие, виды открываются шикарные. К тому же водители – настоящие асы, бесстрашно гоняющие по этому серпантину (говорят, чтобы подняться, нужно преодолеть 30 поворотов). Подняли нас к небольшому деревянному строению – здесь можно отогреться горячими или даже горячительными напитками, взять напрокат теплую одежду, а потом – топать наверх, к озеру. К своему стыду, автор этих строк подниматься на вершину не стала – испугалась ветра. Но «дезертиров» в нашей группе было меньшинство. А те, кто решился подняться, были вознаграждены прекрасным видом – удача в тот день нам улыбалась.
Чанбайшань – это еще и национальный парк, правда, с этой составляющей нам было некогда знакомиться. Но поднимаясь на гору, отмечаешь все разнообразие растительности, которая соответствует разным климатическим зонам.
Также на Чанбайшане расположено порядка 180 горячих источников с температурой 40 градусов, есть источники и с температурой в два раза большей, в них, как уверяют местные, варят яйца. Гора-вулкан для туристических компаний северо-востока Китая является настоящей кормилицей. Вокруг нее образовалось множество объектов инфраструктуры – и вот этому нам еще только предстоит научиться. Тут тебе и лыжный курорт, и дрифтинг, и охота, и трекинг… Ну и сами источники, собственно, где можно и отдохнуть, и подлечиться (а заодно научиться варить яйца).
Гостиница, где мы останавливались в эту ночь, впечатлила больше всего. Покорило, что находится она в лесу и представляет собой малоэтажную деревянную постройку. Рядом есть горка из утрамбованного снега, где можно кататься на тюбингах. Да и ночью там красотища. В самой гостинице есть несколько бассейнов с водой из источников – разного размера и разной температуры. Снаружи – открытый бассейн.
Прикоснуться к богу за 50 юаней
Самым запоминающимся событием следующего дня стало посещение огромного буддистского храмового комплекса в городе Дуньхуа. Не сказала бы, что ощутила присутствие бога, но масштабы комплекса впечатляют. Чего стоит огромный Будда на сопке. Подниматься к нему нужно минут 20 – столько там лестничных переходов. По пути стоят курильни, куда можно воткнуть свечки, разумеется, здесь же и купленные, пара штук стоит 50 юаней, то есть 250 рублей. Как говорится, ничего личного – бизнес. В этом плане прикоснуться к богу в России куда дешевле.
Почему бы и нам не перенять у китайцев эту способность на ровном месте создавать произведения искусства? Не знаю, что скажет про этот храмовый комплекс буддист, но обывателю много и не надо: поднялся к Будде, сфотографировался, воткнул свечку, спустился.
Помню, в один из дней, когда мы переезжали из одной точки в другую, автобус остановился возле ничем не примечательного леса. Тут никаких домиков не было: туалет да какая-то баня. Делегатам предложили подняться в лес, чтобы посмотреть на какое-то огромное старое дерево, уж и не помню, чем оно примечательно, стеклянное оно, что ли, от мороза. Холодно, снег в сапоги забивается – но люди шли. Дерево оказалось огромным тисом. У нас своих деревьев нет, что ли? На острове Петрова, например, целая тисовая роща. Да на том же исхоженном вдоль и поперек Пидане такие здоровяки растут, что и не снилось. Так почему же наши провинции так не развиваются? Вопрос, понятно, отчасти риторический, отчасти – дискуссионный.
На следующий день нас отвезли в Лунцзин на горнолыжную базу. Прокатились на тюбингах (ох, ну и горки же там! Мои ягодицы их запомнят), кто хотел – катался на лыжах.
В целом поездка ожидания оправдала. Каждый раз, бывая в Китае, поражаешься, до чего стремительно страна развивается и как быстро появляется действительно качественный сервис. За время поездки мы сменили четыре гостиницы, сплошь четырех– и пятизвездочные. Инфраструктура в основном достойная, а персонал везде вышколен и доброжелателен. Первое время по приезде в Россию с трудом сдерживаешься, чтобы вместо русского «спасибо» не сказать китайское «сеси». И что наверняка понравится нашим туристам, так это отсутствие большого потока русских в том же Яньцзи, например. Это предполагает, что русский язык здесь мало кто знает, но на уровень комфорта это влияет незначительно. Да и по ночам на улицах здесь гораздо безопасней, чем у нас. Разве что правила дорожного движения непонятные, как в том анекдоте про два типа пешеходов: быстрых и мертвых.
Несомненно и то, что приграничный Китай постепенно становится не только местом дешевого стихийного шопинга и доступной хорошей медицины. Все больше появляется возможностей для комфортного отдыха, как эконом, так и премиум-класса. Видно, что инвестируются огромные средства, которые, впрочем, лет через пять окупятся с лихвой.
Все хорошо в таких поездках, кроме одного – извечного вопроса, который мучает, когда смотришь на широкие, ровные дороги и фруктовые деревья, в изобилии растущие вдоль оных: а почему же у нас не так?
Автор:Ольга СИРОТКИНА
Электронная версия газеты «Владивосток» №3058 за 21 декабря 2011г.
Добавить комментарий